Договор комиссии: предмет договора и ответственность комиссионера за контрагентов по сделке.


Согласно статье 990 ГК, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. В этом отличие, от во многом похожего договора поручения (статья 971 ГК), где права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Кроме того, договор комиссии заключается именно для совершения сделок, в то время как договор поручения, а также агентский договор предполагают совершение юридических действий.

Договор предполагает комиссионное вознаграждение за выполнение поручения, определенный объем ответственности комиссионера при выполнении поручения, отчетность комиссионера, необходимость комиссионера следовать указаниям комитента.

Поскольку пятнадцати статей для регулирования всей практики заключения договора комиссии недостаточно, в судебной практике сложились определенные позиции по спорным вопросам применения норм ГК. В данной статье будут рассмотрены вопросы предмета договора, то есть сделок, совершаемых комиссионером, а также вопрос ответственности комиссионера за контрагента по сделке.

 

Сделки, совершаемые комиссионером

Совершенными во исполнение договора комиссии могут считаться только те сделки, которые совершены после установления отношений по договору комиссии. Объясняется это тем, что стороны не могут распространить действие договора комиссии на прошлое время.

На практике возникали ситуации, когда комиссионер заключал несколько сделок покупки товара, и следовало определить, в чьих интересах была заключена та или иная сделка. В судебной практике сложилось и было подтверждено Высшим Арбитражным судом (Информационное письмо № 85 от 17 ноября 2004 г.) правило о том, что сам комиссионер определяет, в чьих интересах он заключил сделку покупки. Исключением будут только те случаи, когда имущество он приобрел за счет определенного комитента, например, с использованием принадлежащих ему денежных средств. Во всех же остальных случаях доказательством того, что сделка заключена в интересах конкретного комиссионера, является отчет комиссионера; помимо этого, комиссионер может оставить приобретенное имущество за собой, коль скоро он приобрел его за счет собственных средств.

Может ли получение задолженности являться предметом договора комиссии? Не может, однако, заключенный договор с таким предметом не должен автоматически признаваться недействительным. Как уже было сказано, предмет договора комиссии – одна или несколько сделок. Получение задолженности является юридическим действием, а для совершения юридических действий предусмотрены договор поручения и агенстский. Автоматическое признание договора комиссии с предметом – получением задолженности невозможно. Ситуация далеко не всегда будет таковой, что заключение договора комиссии – притворно, и за этим договором стоит договор поручения, или агентирования, или купли-продажи имущественного права. Суд в таких случаях должен выявить правовую природу действительно заключенного договора и иметь в виду, что стороны могли заключить не поименованный в гражданском законодательстве договор.

Есть определенные нюансы, касающиеся сделок продажи недвижимого имущества. Комиссионер не может самостоятельно исполнять такую сделку, заключенную во исполнение договора комиссии. Это объясняется необходимостью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: при самостоятельном исполнении сделки комиссионером он же и становится правообладателем, при том, что сделка заключается в интересах комитента. Исходя из толкования положений ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в качестве стороны договора, обладающей правом обращаться за государственной регистрацией перехода прав, не может рассматриваться комиссионер, не являющийся собственником. То есть, при самостоятельном исполнении комиссионером сделки купли-продажи недвижимости, право собственности регистрируется за последним; комитент попадает в ситуацию, когда его интересы в отношении этой сделки не соблюдаются.

 

Ответственность комиссионера за контрагента по сделке

Возник вопрос, является ли ручательство комиссионера за исполнение сделки третьим лицом разновидностью поручительства. Судебная практика отвечает на этот вопрос отрицательно. Во-первых, отсутствует прямое указание закона на это, во-вторых, отношения, возникающие при поручительстве и при делькредере, различны по своей природе – такова позиция ВАС. Поскольку правила о поручительстве к делькредере не применяются, к нему не могут применяться и сроки, установленные п. 4 статьи 367 ГК (согласно данному пункту, если срок поручительства не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного поручительством, не предъявит иска к поручителю). В случае с делькредере такой годичный срок не применим.

В случае, когда комиссионер несет ответственность за третье лицо и тем самым устраняет последствия допущенных им нарушений при выборе данного лица, комитент не вправе отказаться от уплаты ему комиссионного вознаграждения. Речь идет о случае, когда комиссионер отвечает за третье лицо и на этом основании исполняет в пользу комитента сделку, заключенную с третьим лицом. Так как сделка во исполнение комиссионного поручения заключена, комиссионное поручение признается исполненным, и комиссионер имеет право на вознаграждение по договору.