Представительство иностранных лиц в судах РФ - продолжение


Надо заметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 183 ГК РФ при представлении интересов юридических и физических лиц своего государства в суде представителем без доверенности на право совершения любых из специальных полномочий и при их совершении должны считаться несостоявшимися и не порождающими никаких процессуально-правовых последствий для представляемого.[1]

 Если доверенность оформляется на территории иностранного государства, следует учитывать общее требование в отношении документов, которое закреплено в ст. 408 ГПК РФ, согласно которому документы, выданные, составленные или удостоверенные в соответствии с иностранным правом по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов РФ в отношении российских граждан или организаций либо иностранных лиц, принимаются судами в РФ при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

 Решение вопроса о способе удостоверения конкретного документа зависит от того, является ли государство участником Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных документов, от 5 октября 1961 г. или другого международного договора, устанавливающего упрощенный порядок представления документа одного государства на территории другого государства.

 Если государство не является участником одного из таких международных договоров, то документ должен пройти через консульскую легализацию.[2] Легализация документа как на территории страны его происхождения, так и на территории РФ проходит два этапа. На первоначальном этапе документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ. На втором этапе документ легализуется в консульском учреждении РФ в данном государстве.

 Если страна является участницей Гаагской конвенции, то процедура предусмотрена иная. Примером может послужить конкретное дело, когда в арбитражный суд обратилась швейцарская компания с иском. Арбитражный суд отказал в принятии искового заявления, сославшись на то, что представленные швейцарской фирмой документы о регистрации фирмы и доверенность на предъявление иска не прошли процедуру легализации. В свою очередь Швейцарская фирма обжаловала определение об отказе в принятии искового заявления, сославшись на то, что представленные ею документы не требуют легализации и оформлены в порядке, определенном международным договором.

Российская Федерация и Швейцария являются участницами Гаагской Конвенции, отменяющий требования легализации иностранных официальных документов (1961 г.). Статья 2 этой Конвенции предусматривает: "Каждое из Договаривающихся государств освобождается от легализации документов, на которые распространяется настоящая Конвенция...".[3] Статья 1 Конвенции к таковым относит и документы административного характера. Единственной формальностью, которая подтверждает подлинность подписей должностных лиц и печатей, согласно статьям 3 и 4 Конвенции, является проставление апостиля (штампа). Представленные швейцарской фирмой документы относились к разряду административных. Подписи должностных лиц на всех документах, в том числе на доверенности, были заверены апостилем нотариуса в Цюрихе. Перевод этих документов был сделан в Москве, подпись переводчика была заверена апостилем московского нотариуса.[4]

Таким образом, арбитражный суд был вправе принять исковое заявление швейцарской фирмы, сопровождаемое иностранным документом с заверенным переводом на русский язык, представленным в качестве письменных доказательств заявленных требований в полном соответствии с требованиями, установленными Гаагской конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов (1961 г.).

 Материал подготовлен студентом Московского Государственного Юридического Университета им. О.Е. Кутафина Окишевым Б.А.

 


[1] См.: Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2004. № 2 (5). С. 6, 7.

[2] См.: Кенсовскии П.Л. «Легализация и признание документов иностранных государств» : автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 7.

[3] См.: «Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года»

[4] См.: Обзор практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 года- Пункт №6