К вопросу о правовом регулировании административной ответственности в России и в Германии
Вопрос о правовом регулировании административной ответственности не теряет своего интереса и значения, поскольку административные правонарушения являются самыми распространенными. Россия и Германия принадлежат к романо-германской правовой семье, идентичны по типу правовой цивилизации, в то же время каждая из стран имеет свои особенности правового регулирования общественных отношений, связанных с административной ответственностью.
Сравнительно-правовой анализ показывает, что главным отличием российского административного права от немецкого является то, что германское законодательство об административной ответственности носит общий, рамочный характер. Большинство норм, содержащих составы административных правонарушений и меру ответственности за них, не аккумулируется в одном акте, а располагается в различных нормативных актах. Кроме того, следует отметить, что в законодательстве и Германии, и России особенностью юридической техники по вопросу административной ответственности является тот факт, что часто санкция за неправомерное поведение установлена в одном акте, а диспозиция - в другом.
Заметим, что в России действует кодифицированный нормативный акт - КоАП РФ, устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений, органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях.
Законодательным актом в области административной ответственности в ФРГ считается Федеральный Закон «Об административных правонарушениях» 1987 года, главной чертой которого является отсутствие ограничивающих свободу санкций, таких как административный штраф, предупреждение и предупреждение с взысканием денежной суммы и дополнительные наказания. В качестве наиболее распространённого наказания следует отметить административный штраф, причём его пределы не носят абсолютного характера и устанавливаются в зависимости от тяжести проступка. Это же наказание разграничивает преступление и административное правонарушение.
В обоих государствах административные наказания подразделяются на основные и дополнительные, однако есть свои нюансы. В России в соответствии со статьей 3.3 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут применяться административные наказания в виде предупреждения; административного штрафа; лишения специального права, предоставленного физическому лицу; административного ареста и другие. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, все остальные - только как основные.[1] Некоторые положения КоАП РФ имеют правоограничивающий характер, как, например, административный арест. [2]
Сходством административного права России и Германии является то, что в обеих странах его источниками служат разнообразные акты органов государственной власти. Характерной особенностью правового регулирования административной ответственности в России и Германии является наличие в законодательных актах как материальных, так и процессуальных норм. Схожи они и по своей структуре, но при этом имеются определенные различия. Например, в Федеральном Законе ФРГ «Об административных правонарушениях» 1987 года административно-деликтные процессуальные нормы объединены в одной части, более логичны, а в российском - в трех разделах, более раздроблены.
При некоторой схожести вертикальной структуры (от федерального законодательства до законодательства субъектов) в германском законодательстве об административной ответственности видится и явное отличие от российского, поскольку развитие и формирование национальных правовых систем происходило у каждого государства под влиянием исторических, социальных и политических условий. В Российской Федерации акты, принимаемые муниципальными образованиями, не могут входить в систему административно законодательства РФ. В ФРГ наблюдается более совершенное взаимодействие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, характерной чертой которого необходимо отметить реальную децентрализацию административного законодательства. Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами - федеральными землями (Bundesländer) - следует рассматривать в качестве одного из фундаментальных принципов разделения государственной власти в федеративном государстве. [3]
Человек, преследуемый за административное правонарушение в Германии называется «заинтересованный» (Betroffener), тем самым подчеркивается неуголовный характер административного законодательства, в России же отсутствует какой-либо особый термин. В Германии считается, что к административной ответственности могут привлекаться только физические лица, и административные наказания за действия юридического лица несет физическое лицо, обычно руководитель, в то же время подобного рода нормы сейчас совершенствуются. Тенденция такова, что в дальнейшем за административные правонарушения будут нести ответственность и юридические лица. [4]
В России к административной ответственности граждане привлекаются с 16 лет, однако с учетом обстоятельств дела несовершеннолетние с 16 до 18 лет могут быть освобождены от неё. В Германии административная ответственность граждан в зависимости от возраста дифференцирована: лица в возрасте от 14 лет до 21 года привлекаются к административной ответственности на общих основаниях, а до 14 лет - их родители на основании «соучастия».[5]Следует отметить, что законодательство по отношению к несовершеннолетним и молодежи в обеих странах носит субсидиарный характер, например, в случае если несовершеннолетний не может оплатить административный штраф, то соответствующие обязанности возлагаются на его родителей.
Теоретические исследования по вопросу административной ответственности получили развитие в конституционно-судебной практике и административном законодательстве как в ФРГ, так и в России. Административному правовому регулированию в обоих государствах присуще общее: каждая страна руководствуется гуманной целью, стремлением к максимальной защите прав граждан, выявлением причин и условий, способствовавших их совершению административных правонарушений, и их устранением, однако делает это по-разному.
Материал подготовлен студенткой Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Мухиной Ю.В.
[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Официальный источник опубликования - «Российская газета». 2001. № 256.
[2] Бакурова Н.Н. Исполнение постановлений о назначении отдельных видов административных наказаний: общая характеристика исполнительного производства // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2014. № 2. С. 89 - 94.
[3] Конституции зарубежных государств // Под ред. В.В. Маклакова. 2-е изд., исправл. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1999. С. 584.
[4] Опыт решения проблем административной ответственности в современном законодательстве ФРГ: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-resheniya-problem-administrativnoy-otvetstvennosti-v-sovremennom-zakonodatelstve-frg
[5] Федеральный Закон ФРГ «Об административных правонарушениях» 1987 года (Act on Regulatory Offences in the version published on 19 February 1987), с последними изменениями от 7 августа 2013 года // Federal Law Gazette [Bundesgesetzblatt] I p. 602