Верховным Судом РФ подтверждено право арбитражного управляющего на получение сведений о родственниках лиц, контролирующих должника


В Определении от 29 апреля 2021 года N 307-ЭС20-22954 по делу N А26-8852/2019 Верховный Суд РФ признал обоснованным заявление конкурсного управляющего ООО об истребовании в органах ЗАГС сведений о родственниках контролирующих участников общества лиц: их родителях, детях, братьях, сестрах, супругах, в т.ч. бывших, поскольку без указанных сведений он не мог выявить весь круг аффилированных по отношению к обществу лиц и проверить наличие оснований для оспаривания сделок общества, принять надлежащие меры к обнаружению его имущества.
 
Согласно пункту 1 статьи 20.3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" управляющий вправе запрашивать у государственных органов сведения, необходимые для проведения процедур банкротства, включая сведения о контролирующих должника лицах. 
При этом в закрытом перечне органов и должностных лиц, по запросу которых органы ЗАГС обязаны предоставлять сведения (статья 13.2 ФЗ "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ, КУ не обозначен. 
 
Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 29 апреля 2021 года, для проведения полноценного анализа финансово-хозяйственной деятельности должника, в том числе его сделок, КУ должен располагать в т.ч. информацией о родственных связях контролирующих лиц, - что непосредственно относится к осуществлению возложенных на КУ обязанностей.
 
По мнению суда, КУ был вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, за содействием в получении сведений о том, кто является родственниками и свойственниками контролирующих должника лиц.
 

Отменяя решения судов первой и апелляционной инстанций, отказавших в удовлетворении требований КУ ввиду необоснованности цели получения запрашиваемых сведений, Верховный Суд РФ со ссылкой на статью 19 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" отметил, что супруги, родители, дети, сестры и братья контролирующих должника лиц признаются заинтересованными по отношению к должнику лицами. 

К закрепленным законом о банкротстве (ст.61.2, 61.3) презумпциям применительно к отношениям с участием заинтересованных лиц относятся: презумпция наличия цели причинения вреда кредиторам у сделки, заключенной должником, обладающим признаками неплатежеспособности или недостаточности имущества либо ставшим таковым по результатам исполнения сделки, с заинтересованным лицом, а также презумпция осведомленности заинтересованного лица, получившего исполнение с предпочтением, о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника.

При этом, удовлетворяя заявление КУ, ВС РФ указал, что сведения, относящиеся к категории личной или иной охраняемой законом тайны, полученные в органах записи актов гражданского состояния, не подлежат разглашению управляющим, за исключением случаев, установленных ФЗ.
 
Ознакомиться с судебными актами можно здесь:
https://vsrf.ru/lk/practice/cases?&registerDateExact=off&considerationDateExact=off&numberExact=true&number=307-ЭС20-22954